Friday, February 18, 2011

Старинная ценная бумага 1889 года












В свое время, когда мы нашли облигацию золотого заема, мы уже писали немного об историческом контексте, в котором начали выпускаться ценные бумаги в России в конце XIX века.
Ценная бумага, которую мы нашли на этот раз, это так называемый "железнодорожный займ". В 1888 году царь лично отправился в Париж (формально - на открытие всемирной промышленной выставки) и занял у французских банкиров 8 млрд. зол. фр. на "железнодорожное строительство" в России. На фоне дефицита бюджета у государства возникла проблема выкупа большей частью убыточных частных железных дорог России в казну. При Александре II, сразу после Крымской войны, начался железнодорожный бум. Частные "товарищества" строили железные дороги, которые частно не соотстветствовали технологическим требованиям. Незадолго до поездки в Париж Александр III c семьей отправился в Крым. На одном из поворотов поезд сошел с рейсов, царь сам держал крышу вагона на плечах, пока не подоспела помощь. Назначенная министром путей сообщения комиссия из отечественных петербургских и иностранных инженеров установила, что целые участки этой ж.д. были построены с нарушением технических норм. К началу XX в. правительство выкупило у "товариществ" около 70 % всех акционированных ж.д. Под эти "железнодорожные займы" выпустили "золотые" облигации из расчета 4 % годовых (что было очень привлекательно для инвесторов), честно указали - деньги идут на выкуп русских частных железных дорог, причем в их последующей реконструкции (и строительстве новых) будут участвовать иностранные банки и промышленные компании. К облигации сохранилось 7 купонов. Вот такая удивительная (и красивая) ценная бумага нам попалась на этот раз.
Размер 30X40 см. Состояние отличное. 5500 р.

No comments:

Post a Comment